"Наши идеи Вам в помощь". Совет № 2
Цели и задачи рациональной выкладки товара в магазине.
Владельцы магазинов нацелены на то, чтобы повысить объем продаж и увеличить прибыль. И здесь не стоит забывать о таком приеме мерчандайзинга, как выкладка товара.
Целью рациональной выкладки товаров является управление поведением покупателей в торговом зале. С помощью правильной выкладки товаров можно наиболее презентабельно и выгодно разместить товар на торговом оборудовании.
Главной задачей рациональной выкладки является создание специальных условий, с помощью которых можно направить внимание покупателей в нужную сторону, повысить привлекательность товаров импульсного спроса, сделать процесс покупок максимально комфортным. То есть создание условий, которые помогают выгодно и удобно представить продукцию магазина.
Правила выкладки товара в торговом зале.
Правило "лицом к покупателю"
Правило «лицом к покупателю» гласит: основная информация на упаковке товара должна быть хорошо читаема и доступна покупателю с разных сторон. Для того чтобы этого достичь, необходимо разместить товар с учетом угла зрения покупателя, то есть, чтобы информация на упаковке была видна с любого ракурса и не закрывалась ценниками и другими товарами. Чтобы товар был заметным, он должен иметь достаточный «фейсинг» - определенное количество единиц товара в одинаковой упаковке (SKU), выставленного на полке лицом к покупателю, т.е. фронтально. В случае другого расположения упаковки товара, например, вертикально, покупателю будет недоступна информация на лицевой стороне упаковки и, следовательно, товар не привлечет должного внимания.
Цель «фейсинга» — обеспечить равномерное убывание товара с полки и увеличить вероятность того, что каждый покупатель уйдет с покупкой.
Правило определения места на полках.
В процессе определения мест товаров на полках магазина, следует учитывать прибыльность, позиции, конкурентоспособность тех или иных товаров. Существуют определенные принципы, которые помогут сориентироваться и правильно определить место для каждого товара в торговом зале.
Принцип расположения недорогих товаров ближе к покупателю.
Основная задача увлечь покупателя процессом покупки.
Это достигается путем:
- размещения более дешевых товаров в начале пути (покупатель втягивается в процесс подбора товаров, берет то, что понравилось, и чем дальше, тем меньше следит за стоимостью).
- товар располагают в обратном порядке (когда цель – это продажа дорогостоящего ассортимента)– от более дорогих к более дешевым.
Принцип "чересполосицы".
Данный принцип успешно используется когда магазин стремится продать как можно больше взаимодополняющих товаров, например, кофе и кофеварки, чай и чайники.
Второй вариант, когда "чересполосица" уместна – это чередование товарных единиц со всякой дешевой мелочевкой по пути движения покупателей. Не секрет, что именно эти товары нередко приносят торговой точке наибольшую прибыль.
При этом, нужно учесть тот момент, что многие покупатели не доходят до предполагаемого конца пути, а заполнив корзину, сворачивают и идут к кассе.
Именно поэтому дорогую продукцию лучше всего расставлять не в самом конце, т.к. найдя более дешевые аналоги, покупатель покинет магазин.
Принцип "от глаз до третьей пуговицы на рубашке".
Этот метод выкладки товара ориентирован на ту особенность человеческого восприятия, когда товар, расположенный ниже уровня "третьей пуговицы на рубашке" покупают гораздо реже, чем тот, который находится на уровне глаз.
Интересно, что согласно статистике, если переложить товары с полки, которая расположена ниже, на ту полку, которая находится на уровне глаз, то возможно увеличить продажи данных товарных единиц на 70-80%.
Если же поменять место с уровня глаз буквально на 30-50 сантиметров выше, то спрос на перемещаемый товар уменьшается ориентировочно на 20-30%.
Также примечателен тот факт, что товар, который находится на более высокой полке, воспринимается покупателями, как более дорогой. Соответственно, на нижней полке стеллажа его "видят" более дешевым.
Ниже приведем рисунок, где наглядно показана закономерность реагирования покупателей на то, где размещен товар.
Правило приоритетных мест.
Наиболее популярные товары с самой высокой рентабельностью по правилам мерчандайзинга должны занимать самые "почетные" места. Но не все так просто, здесь есть и свои маленькие хитрости:- Выкладывать бренды можно по принципу "стен крепости". Это означает что не очень популярные или незнакомые товары лежат между, так называемыми, "сильными" наименованиями. Это позволяет малознакомым "именам", перетянуть на себя некоторый процент популярности известной марки и, тем самым, заслужить доверие покупателя.
- Второй вариант выкладки существует под условным названием "крепкий орешек". В этом случае товары сформированы в обратном порядке – менее известные бренды по краям.
-Третий вариант называется "клин" и товар предлагается покупателям в пирамидальном виде, где прибыльные марки кладутся на верхнем уровне и в центре, слева от наиболее успешно продающегося бренда лежат наиболее дешевые товары, а справа - более дорогие.
Правило комфорта восприятия.
Чтобы достичь правильного восприятия товара и добиться гармонии на полках, мерчандайзерами разработаны следующие правила:
- формы должны быть максимально просты и симметричны;
- цветовые сочетания, освещение должны быть тщательно продуманы и не создавать дискомфорта;
- в магазине не должно быть некорректного соседства товаров. Примером этого может служить размещение рядом алкогольной продукции и детского питания, или коробки/пакеты с сухими завтраками, выложенные близко от корма для животных.
Помимо несложных правил, также есть и некоторые детали, о которых не стоит забывать при работе с товарами:
- рекламная и напоминающая полиграфия;
- консультирующие покупателя материалы, где наглядно показано, как правильно применять тот или иной товар.
Виды (способы) выкладки товара в магазине.
Выкладка товара по товарным группам.
В этом случае товары группируются не по производителя, а по группам. Примером такого способа размещения может служить стеллаж с кофе различных производителей и типов или масло.
Вертикальная выкладка товара.
Этот вид выкладки предполагает, что однородные товары раскладываются по вертикали, как например, йогурты, сметана и творог в холодильных камерах. Каждая полоса заполнена одним типом продукции.
Удобство такого способа размещения товарных единиц заключается в том, что покупатель быстрее ориентируется, а магазин выглядит эстетично.
Дисплейная выкладка товара.
Спонтанно покупаемые товары в магазинах – это всякого типа мелочи, которые лежат на дисплеях (витринах, фигурах и экстра) недалеко от касс.
Импульсивность – главный козырь мерчандайзера и существенная прибыль магазину.
Блочная выкладка товара.