Порядок проведения маркировки обуви для розницы в 2019 году: как подготовиться и что для этого потребуется.
Розничное предприятие — как участник системы маркировки обуви, выполняет задачи по мониторингу промаркированных товаров на уровне «последней мили» — то есть, на участке между собой и конечным потребителем.
Розничное предприятие — как участник системы маркировки обуви, выполняет задачи по мониторингу промаркированных товаров на уровне «последней мили» — то есть, на участке между собой и конечным потребителем. Этих задач по сути две:
- ввод в информационную систему сведений, подтверждающих выпуск промаркированных товаров на прилавок (и одновременное получение от системы условного «разрешения» на такой выпуск — которое может быть обязательным на стадии официального внедрения маркировки);
- ввод в информационную систему сведений об отпуске товара потребителю.
Ввод сведений в ИС и подготовка к реализации
Решение первой задачи — в соответствии с методическими рекомендациями, предполагает использование участником «обувного» эксперимента следующих программно-технических средств:1. Электронно-цифровой подписи, подходящей для ИС «Честный Знак», а также средств ее интеграции с данной ИС.
Сама по себе ЭЦП — как и многие другие, что предназначены для информационного обмена с государственными органами (все же ЦРПТ — это аккредитованная государством организация), должна быть оформлена на платной основе. При этом, купить только лишь ЭЦП для маркировки — в виде отдельного, самостоятельного сертификата, крайне сложно — УЦ практически не делают таких предложений. Подписи для маркировки современные УЦ стараются включать в состав универсальных сертификатов, совместимых с большим количеством электронных сервисов, использование которых типично для российского торгового предприятия. И, как правило, цена такого сертификата не становится выше в силу наличия в нем опции поддержки маркировки: она лишь дополняет прочие, что могут быть представлены в количестве нескольких сотен.
Таким образом, у предприятия — которому нужна, к примеру, подпись для налоговой отчетности, не будет дополнительных расходов на приобретение ЭЦП для маркировки — если требуемая подпись и сертификат для ИС «Честный Знак» будут входить в состав одной ЭЦП, что более чем вероятно — поскольку эта схема становится общераспространенной. Отметим, что подпись для ФНС подойдет и для регистрации онлайн-касс. То есть, продукты — подобные «Квалифицированному Классику», по существу, позволяют решать сразу несколько типичных задач, связанных с информационным обменом с государственными органами, «в режиме одного сертификата» — без необходимости докупать дополнительные электронные подписи.
2. Средства интеграции ЭЦП с ИС «Честный Знак» должны быть бесплатными (как со стороны поставщика ЭЦП, так и со стороны самой фирмы ЦРПТ) — здесь расходов не предполагается.Компьютера для получения доступа к ИС «Честный Знак».Информационный обмен в данной ИС для розничного продавца по существу сводится к различным стадиям обработки универсального передаточного документа — который «привязывается» к партии товаров с определенными кодами марок, что отгружены производителем (или импортером) оптовику (или напрямую в розницу, что также бывает), и передается вместе с соответствующей партией от контрагента к контрагенту — пока не достигнет розничной точки, которая должна отпустить товар потребителю.
Всякий раз получатель товара — оптовик, а затем (в конце цепочки) — розничный продавец, сверяет коды поступивших товаров с УПД, который находится в ИС (и доступ к нему осуществляется через квалифицированную ЭЦП).
Рассматриваемые операции, действительно, удобнее проводить с отдельного компьютера — не занимая те, что используются для текущей учетной работы. Но если бизнес небольшой, то возможностей имеющегося бухгалтерского или складского ПК может оказаться достаточно — тогда не нужно ничего докупать.
Если в ИС отражается факт передачи УПД розничному продавцу, то это, собственно, означает, что товары подготовлены к выкладке на прилавок. При этом, как мы уже отметили выше, система должна «одобрить» их выкладку — то есть, в данном случае речь пойдет о плавном переходе к решению второй части первой задачи продавца.
В этих целях розничным продавцом — получившим товар от поставщика, производятся операции с использованием нижеследующих программно-аппаратных средств:3. Сканера 2D-кодов, способного распознавать марки для обувных коробок (условно относимых к категории вторичных упаковок — тех, в которых товар выдается потребителю).
Предусматривается применение марок, представляющих собой идентификаторы, включающие два типа данных:
- код, идентифицирующий товар;
- код проверки.
Основная технология визуализации данных, записываемых на марку, что прикрепляется к потребительской упаковке — применение QR-кода в распространенном формате Data Matrix. При этом, в случае в состав марки могут также входить — по желанию производителя, RFID-метки различного вида (в этом случае скорее марка станет частью метки) и QR-коды, дополняющий основной.
В основном же QR-коде на марке «шифруются», в частности:
- Глобальный идентификационный номер изделия — GTIN, составляемый в соответствии с международными стандартами организации GS1 (данный номер, таким образом, не уникален — поскольку отражает категорию товара по общемировому классификатору);
- в свою очередь, уникальный серийный номер изделия — присваиваемый производителем или импортером;
- электронная подпись длиной 88 символов — для проверки подлинности марки.
4. Сканера, способного распознавать марки для транспортных упаковок (тех, в которые размещаются в целях перевозки потребительские упаковки).
В данном случае применяется марка, представленная обычным одномерным штрих-кодом типа Code 128. В нем «шифруется» идентификатор транспортной упаковки в соответствии с международным стандартом SSCC. При этом, отдельные SSCC-марки генерируются для контейнеров и иных емкостей, в которых перевозятся отдельные групповые или даже транспортные упаковки — если соответствующие емкости применяются.
Отметим, что маркировка транспортных упаковок в соответствии с методрекомендациями для обувного рынка — необязательна. На табачном рынке — уже на стадии официального внедрения маркировки, осуществляется всеми, кто формирует такие упаковки — однако, коды определяются участниками самостоятельно.
Как будет на обувном рынке после практического введения маркировки — неизвестно, и понять это из содержания методрекомендаций сложно. В то время как получение товара в транспортной упаковке для розничной организации — норма. Но, так или иначе, любому магазину было бы полезно «потренироваться» в обеспечении «мониторинга» таких упаковок с помощью марок — и потому имеет смысл выйти на контрагентов с предложением о совместном тестировании оборота контейнеров через «Честный Знак».
Можно отметить, что марки — как первого, так и второго типа, могут печататься на коробке (поверхности контейнера) или размещаться на бумажной этикетке, которая надежно приклеивается к коробке (контейнеру).
С высокой вероятностью сканер с требуемыми характеристиками уже будет на торговом предприятии. Даже самые малые бизнесы — имеющие склады для приемки товаров, стараются оснащать их устройствами для считывания штрих-кодов для ускорения ввода данных о продукции в товароучетную систему.
Но если сканера по каким-то причинам нет, то придется понести некоторые расходы на его приобретение. Ориентировочная цена считывающего устройства с поддержкой 2D-кодов — от 3800-4000 рублей, например модель АТОЛ SB 2108.
5. Программного обеспечения, позволяющего сверять марки, отсканированные при приемке товаров, которые пришли от поставщика, с теми, что привязаны к универсальному передаточному документу, который оформлен на эти товары и загружен в ИС «Честный Знак».
В общем случае предполагается, что это будет определенным образом доработанное товароучетное ПО — то, что применяется в целях управления товарами на уровне склада. Как вариант — бухгалтерская программа, в которой есть товароучетные функции. Соответствующие программы уже разработали и готовы поставлять на рынок ведущие разработчики учетного ПО — компании 1С, Мой склад, Контур и иные бренды.
Функционал для выполнения рассматриваемой задачи может быть реализован в отдельном модуле учетной программы — который подключается при условии доплаты.
На примере ИС «Маркировка» — функционирующей сейчас в сегментах розничных продаж фармпрепаратов (которые также маркируются в экспериментальном порядке, но в течение 2019 года — в зависимости от типа лекарства, будет вводиться обязательная маркировка, причем уже в ИС «Честный Знак») и меховых изделий (маркируются в обязательном режиме с 2016 года) — технически возможен «ручной» ввод данных по кодам марок в ИС. Но это процедура, как правило, крайне медленная, и экономия на внедрении рассматриваемого ПО будет (даже при наличии в ИС «Честный Знак» опций для «ручного» ввода данных) выглядеть несущественной.
Таким образом, отсканировав марки по пришедшим от поставщика товарам, розничный продавец сверяет их с ИС (кодами, приведенными в УПД, что загружена в ИС), и если сверка проходит успешно (и нет никаких иных препятствий к тому, чтобы проверка прошла успешно) — выкладывает товар на прилавок.
Продажа обуви покупателю
Далее — товар ждет покупателя, и как только дожидается, продавец решает вторую задачу. В этих целях используются:
1.2D-сканер на кассе, приспособленный для считывания QR-кодов на обувных коробках — тех, в которых товар будет выдан покупателю на руки. Скорее всего, это будет дополнительный сканер — купленный в дополнение к «складскому» (просто потому, что если устройство единственное — перемещать его между складом и кассой будет очень неудобно). По характеристикам они могут быть идентичны.
2. Онлайн-касса.
Предполагается, что оба устройства будут определенным образом интегрированы — посредством прямого подключения сканера к кассе, или через компьютер с помощью специальных драйверов (и, как вариант, при участии программы, которая подключена к ИС маркировки — чтобы с нее при необходимости «запрашивались» необходимые данные по маркированным товарам, однако, такой обмен данными — опционален, и в общем случае не требуется).
Нужный компьютер на кассе, вероятно, уже будет стоять. А если нет — как вариант, если используется «автономная» касса, то придется и им обзавестись. Исключение — сценарий, когда интеграция товароучетного ПО, в котором прописаны сведения о маркированных товарах, и онлайн-кассы может быть реализована на уровне прошивки ККМ. О такой возможности следует интересоваться у производителя кассы. Пока что единых стандартов в части реализации в прошивке ККМ функционала, необходимого для решения задач в части обработки марок, не разработано — каждый производитель решает их сам.
Не исключено, что прямой интеграции ПО онлайн-кассы и товароучетной системы и не потребуется. Вполне реализуем сценарий, при котором распознавание марочных идентификаторов товара — сочетания кода GTIN и серийного номера изделия, может быть осуществляется и на уровне прошивки ККМ. В этом случае онлайн-касса сможет «распознавать» промаркированные товары без сверки с товароучетным ПО — то есть, только лишь на основании данных со считанных сканеров кодов по маркам.
Формируя чек на кассе, работник розничного предприятия в определенный момент включает в него позицию, соответствующую промаркированному товару. Данная позиция особым образом (в рамках формата фискальных данных) «выделяется» в составе чека — чтобы затем Оператор фискальных данных, получив электронную версию чека после его пробития, передал в ИС «Честный Знак» сведения об отпуске промаркированного товара, что включен в чек и «выделен» в нем отдельной строкой.
Предполагается, что необходимый функционал по «распознаванию» маркированных товаров, включаемых в чек, будет реализован производителем ККМ (на уровне прошивки кассы) и сами ОФД (на уровне интерфейсов приема-передачи данных от кассы) без прямого участия пользователя: прошивка на современных ККМ, как правило, обновляется автоматически. Поэтому, владелец ККМ расходов в части обеспечения соответствия кассы требуемому функционалу нести не должен. Однако, ему — с учетом крайних сроков подготовки инфраструктуры, необходимо будет удостовериться, что и изготовитель ККМ и ОФД возложенные на них задачи своевременно выполнят. Следует, таким образом, заблаговременно выйти с ними на связь и узнать, как обстоят дела в части осуществления необходимых обновлений используемого в рамках фискализации оборудования и ПО.
А если магазин онлайн-кассу не использует — в силу того, что ему законом разрешено не делать этого (либо если использует, но без контракта с ОФД — это тоже в некоторых случаях разрешено), то вместо кассы должно быть использовано программное решение — которое выполнит роль, аналогичную той, что возложена на ОФД. Это может быть функциональный блок учетного ПО — с помощью которого осуществляется информационный обмен с ИС, или отдельная программа, которая будет интегрирована с данным ПО. Однако, в методических рекомендациях для обувного рынка нет каких-либо разъяснений на этот счет. Поэтому, на практике варианты могут быть разными.
В теории возможны дополнительные издержки торгового предприятия на приглашение специалистов, которые бы все вышеперечисленное должным образом настроили. Однако, предполагается, что «активация» рассматриваемых компонентов инфраструктуры для маркировки обуви будет осуществлена в значительной степени автоматически.
Обработка марок осуществляется с использованием общераспространенных стандартов штрих-кодирования. Интеграция товароучетного ПО с ИС «Честный Знак» — задача, возлагаемая преимущественно на разработчика такого ПО (и, разумеется, на сам ЦРПТ, отвечающий за развитие данной информационной системы). Таким образом, рядовая торговая фирма вправе ожидать получения необходимого объема консультационной поддержки, направленной на содействие во внедрении инфраструктуры для маркировки, без ощутимых издержек.
Вместе с тем, торговому предприятию предстоит учитывать большое количество организационных нюансов, характеризующих применение системы маркировки и соответствующих программно-аппаратных средств. Эти нюансы могут касаться, в частности:
- маркировки остатков;
- перемаркировки товаров — с поврежденными или отсутствующими марками.